Фоторепортаж о Божественной Литургии, прошедшей под открытым небом, представлен здесь
Петр Мультатули: «Генетика не может быть основанием для определения святых мощей»
(http://orthodox-magazine.ru)
Петр Валентинович Мультатули
- Кандидат исторических наук
- Ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований
- Правнук Ивана Михайловича Харитонова – повара Царской Семьи, убитого в ночь на 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома в г.Екатеринбурге.
Библиография
- «Император Николай II во главе действующей армии. Заговор генералов». – СПб: Сатисъ, 2002;
- «Император Николай II и революция 1905-1907 гг». – СПб, 2003;
- «Свидетельствуя о Христе до смерти. Екатеринбургское злодеяние 1918 года: новое расследование». – Екатеринбург, 2008;
- «Николай II. Правда против лжи». Серия «Имя Россия». – М.: АСТ, 2009;
- «Николай II. Отречение, которого не было». – М.: АСТ, 2010;
- «Внешняя политика Императора Николая II. 1894-1917 гг.». –М.: ФИВ, 2012
Соавтор сценария документального фильма «Штурм Зимнего. Опровержение»
Автор сценария документального фильма «Николай II. Сорванный триумф» (2008г.)
– Петр Валентинович, давайте поговорим на очень непростую тему, которая периодически не то что обостряется - взрывается в информационном пространстве. Я имею в виду отношение к так называемым екатеринбургским останкам, которые кто-то считает принадлежащими Царской Семье, а кто-то с такими выводами в корне не соглашается.
– Дело здесь не в самих останках. Большая часть людей относится к этим останкам по принципу «верю – не верю», не являясь при этом специалистами ни в генетике, ни в криминалистике.
Было решение государственной комиссии, которая признала найденные под Екатеринбургом костные останки останками убиенной Царской Семьи. Русская Православная Церковь и ряд ученых такой вывод не поддержали, сочтя его недостаточно доказанным. Церковь в принятии решения о подлинности святых мощей руководствуется не экспертизами, не анализом ДНК, а совершенно другими критериями, а именно – сошествием Духа Святаго.
Настораживает, что некоторая часть людей, которые проводили следствие и считающие эти останки принадлежащими Царской Семье, пытается навязывать свое решение Церкви. Мы четко видим попытку навязать Церкви свое решение как единственно верное на все времена. Зачем эти люди это делают? Я сомневаюсь в том, что они руководствуются только желанием исторической справедливости и желанием помочь Церкви.
Тем более, что с самого начала, особенно по вторым останкам – так называемым останкам «Марии и Алексея» – началась кампания в СМИ. Еще не были проведены экспертизы, а уже – и это совершенно недопустимо – делались заявления о том, что все совпадает, и найдены недостающие останки Царских Детей.
Я далек от того, чтобы обвинять всех, кто признает эти останки и считает их мощами, в каком-то злом умысле. Но то, что со стороны некоторой части людей наблюдается нездоровый ажиотаж вокруг этого вопроса и навязчивое желание обязательно решить его здесь и сейчас, сию секунду и навсегда, – это не может не настораживать. Поэтому я считаю, что позиция Церкви – наиболее мудрая, наиболее справедливая, наиболее взвешенная. Она выражалась покойным Патриархом Алексием II, она выражается нынешним Патриархом Кириллом, и она, на мой взгляд, совершенно справедлива.
– И это при том, что Церковь, как правило, бьется за свои святыни; когда их не отдают – уговаривает, умоляет, требует, убеждает… А тут, казалось бы, «святые мощи» – и такое дистанцирование.
– Но мы помним, что ни к первым останкам, ни ко вторым Церковь не подпускали даже близко.
Сентябрь 1977 года. Снос Ипатьевского дома
– По вторым останкам как раз аргументируют именно тем, что там были священнослужители.
– Дело не в том, были там священники или нет. Когда обнаруживается захоронение, которое считают захоронением Главы государства и его Семьи, тем более прославленных Церковью, должна назначаться государственно-церковная комиссия. Само вскрытие могильника должно проходить при строгом контроле общественности. А вы заметили, что останки всегда находят какие-то любители?
– Археологи.
– Любители. Не государственная комиссия работает в этом направлении – как это проводилось, например, по поиску и вскрытию захоронений погибших в Великой Отечественной войне, захоронений в Бутово и так далее. Что касается Церкви, то как я сказал уже, ее просто игнорировали. Священный Синод так и не получил ответа на ряд вопросов, которые он задал комиссии.
Поэтому Церковь совершенно правильно реагирует на это: она даже в юридической плоскости не получила ответов на свои вопросы. А ведь имеются еще и аргументы духовного плана, которые не дают возможности Церкви признать эти останки мощами. И слава Богу, что Церковь наша проявляет терпение в этом вопросе и не занимает позицию огульного отрицания или, напротив, полного признания, а именно позицию здравого смысла. Поскольку генетика не может быть критерием для определения святых мощей.
К тому же, Церковь не может игнорировать следствие, которое велось следователем Николаем Соколовым с 1919 года. Конечно, он не закончил свою работу. Работа следователя, как известно, оканчивается обвинительным заключением и передачей дела в суд. Он написал книгу, где все изложил – это именно книга, это не выводы следствия. Но нельзя игнорировать факты и выводы, к которым он приходил, только потому, что новая команда их не признает.
– А если бы тогда поторопились и под нажимом согласились бы: ну, да, раз некая активная в этом вопросе часть общества так настаивает – чтобы погасить конфликт, давайте признаем? Что могло бы быть?
– Как вы помните, решение о захоронении было принято в 1998 году, к 80-й годовщине убийства Царской Семьи. Уже тогда было ясно, что Царская Семья будет прославлена в лике святых (это и произошло в августе 2000 года). И мы можем представить себе разные сценарии. Почему бы, в том числе, не предположить сценарий, враждебный Церкви – когда через некоторое время после того, как Церковь признала бы эти останки за мощи, представители этих враждебных сил не заявили бы, что произошла ошибка, генетические расчеты вдруг оказались бы неверны? И даже если без злой воли – если впоследствии генетика, в очередной раз, «шагнув вперед», установила бы, что это не Царские останки? Какой удар был бы нанесен по Церкви? Это нужно было бы низводить мощи обратно на уровень останков или как?
Я даже не знаю, как выразиться. Такого в истории Русской Православной Церкви не было. Так что могут быть разные сценарии – от злой воли до неведения и до новых научных открытий.
– Вы помните, когда впервые побывали на Ганиной Яме?
– Конечно, помню. Там тогда ничего не было, только один белый крест в лесу стоял. И черные вороны летали над этим местом. Это был 1999 год. Тогда было ощущение зловещее. Сейчас от Ганиной Ямы совершенно другие ощущения, ощущение присутствия там святых Царственных Мучеников и Страстотерпцев.
– А Поросенков Лог?
– Все, что связано с найденными там останками, звучит в совершенно оскорбительном для Царской Семьи тоне. Сознательно или несознательно. Называют их останками «Марии», «Николая» – не говорят «Государь», «Великая Княжна», Наследника Цесаревича просто именуют Алексеем. Сам мемориал зовется мемориалом Романовых – это название чисто большевистское. А место, где их нашли, вообще называется Поросенков Лог.
– Там, кстати, и кресты не на восток ориентированы, как это положено, а установлены перпендикулярно друг другу.
– Да, и это тоже очень настораживает. И, заметьте, туда никто не ходит; никто, кроме сугубо заинтересованных лиц, это место не посещает. И это посещение никак не сравнимо с тем потоком людей со всего мира, который идет на Ганину Яму – и шел туда еще в то время, когда там и монастыря-то не было, только крест в лесу. Я там встречал людей из Германии, Италии, Франции, США, со всей России-матушки. Народ чувствует, где Дух Святой. И злоба определенных сил и людей в отношении Ганиной Ямы тоже свидетельствует, где истина. Потому что познается все духом.
Определенные силы очень хотят, чтобы мы говорили не о Государе Императоре Николае II, не о его царствовании и свершениях, не о его Подвиге, не о его Семье, а все время про какие-то кости. Те – не те… Чтобы постоянно пускались в эти обсуждения, в эти генетические экспертизы, в которых мы ничего не понимаем. Вот эта задача перед ними стоит.
Слава Богу, этот процесс начинает пробуксовывать, потому что люди уже от этого устали. Но произошло определенное навязывание их мнения: большая часть людей уверена, что в Петропавловской крепости похоронены царские останки. И, еще раз скажу, отношение этих людей строится только на основании «верю – не верю», потому что проверить сами они не могут. Потому мы и не говорим ни о каких генетических экспертизах, мы говорим только о нашей вере. А наша вера склоняется к тому, что святое место – это Ганина Яма.
– На пресс-конференции по второй находке дивное заявление было сделано – проговорились: останки нашли на глубине 30 см. Как такое может быть? А культурный слой за 90 лет неужели не увеличил глубину залегания, и на какую же глубину тогда изначально их закопали по этой версии?
– Есть и другие вопросы. Были сделаны заявления, что во втором захоронении обнаружены пули от пистолета «ТТ» и монеты 30-х годов. Откуда они там взялись? На этот вопрос никаких убедительных ответов нет.
1992 года. Во время закладки Храма-на-Крови
– Поправьте меня, пожалуйста, если я ошибаюсь. Получается, что люди, говорящие о Поросенковом Логе, рисуют следующую картину. Июль 1918 года. На заброшенном руднике Ганина Яма к тому времени уже лет 15 не ведутся никакие работы. Ваганов – один из кровавой команды – знает это глухое место, потому что в том районе у него покосы. Туда везут тела. Вокруг ставят два кольца оцепления – второе заканчивается как раз рядом с железнодорожным полотном, где стоит будка стрелочника. Трое суток они что-то там делают с телами – рубят, жгут, поливают серной кислотой. Потом вдруг говорят: «Тьфу, не получилось!» – и, выйдя за оцепление, на практически открытом месте, где есть, к тому же, посторонние люди – стрелочник с семьей – закапывают останки. Где логика в этой версии?
– Давайте возьмем фактологию. В официальном заключении правительственной комиссии сказано, что убийцы пытались сжечь тела Убиенных. Но в заключениях экспертов той же комиссии утверждается, что на обнаруженных останках нет следов термического воздействия! В частных разговорах даются совершенно дикие объяснения этому: «Знаете, кожа сгорела, а кости не обуглились». Это как такое возможно? Ведь по тем же определениям комиссии тела долго пытались сжечь, то есть, кости не обуглиться не могли. Это взаимоисключающие вещи. А ведь те, кто утверждает подобные нелепости, не дилетанты в криминалистике.
Другой момент. Мы знаем, что Юровский и его подручные после злодеяния провели в районе Ганиной Ямы как минимум два дня, совершая манипуляции с Честными Останками Царственных Страстотерпцев. Было выставлено два оцепления, любой случайный человек под страхом расстрела не допускался даже близко к месту манипуляций.
То есть, соблюдалась строжайшая секретность мероприятий. А нас пытаются уверить, что Юровский закопал тела в Поросенковом Логу, предварительно пытаясь там же их сжечь. Это происходило в непосредственной близи от железнодорожного переезда, где постоянно жил служитель со своей семьёй – они могли видеть все, что делал Юровский и его группа. То есть, строжайшая секретность, соблюдавшаяся на Ганиной Яме, в Поросенковом Логу Юровским почему-то была нарушена.
Более того, он посылал своих подручных к домику, они сломали забор из шпал для настила, чтобы вытащить застрявший грузовик. Этот служитель и члены его семьи были допрошены следователем Соколовым. И они сказали только о том, что рядом с переездом застрял грузовик большевиков. Между тем, если бы там действительно происходило сжигание и скрытие тел, то, как минимум, служащий вспомнил бы о дыме и большом костре, неизбежных при сжигании тел. Кроме того, на все мероприятия ушло бы много часов, наступило бы утро, и секретности никакой уже бы не было. И уж совершенно точно, что Соколов исследовал бы «мостик из шпал» и обнаружил бы тела.
Еще один момент. Есть воспоминания о.Гермогена (Еремеева) и о. Игоря Романенко, которые в 1991 году вместе с писателем В. Солоухиным обошли всю деревню Коптяки, пытаясь найти хотя бы одного человека, который указал бы им место уничтожения Тел Царственных Мучеников. Оказалось, что все жители деревни задолго до этого были предупреждены чекистами о том, что говорить на эту тему ни с кем нельзя. А тут – что получается? Кинорежиссер и геолог, на свой «страх и риск», по их словам, довольно долго искали место сокрытия. И это-то в Свердловске конца 70-х, почти закрытом городе! Об этом «энтузиазме» знало достаточно человек, чтобы сообщить куда следует.
И нас хотят уверить, что КГБ якобы об этих поисках ничего не знало. Кого они хотят обмануть? Ясно, что это невозможно, что должно было быть очень высокое покровительство из Москвы таким поискам. И не на уровне министра МВД Щелокова, а гораздо выше. Тем более, если учесть, что в это же время был уничтожен Ипатьевский дом. То есть, в этом деле есть очень сильное подводное течение. Совершенно очевидно, что нам говорят либо часть правды, либо вообще неправду.
– Петр Валентинович, еще одна «больная» тема, связанная с предыдущей. Названия улиц, название области. У некоторых персонажей, чьи имена увековечены, руки по локоть в крови. Министр культуры не так давно полил бальзам на наши раны (только бы это начинание не заглохло). Очень хочется вернуть улицам человеческие названия. И области тоже.
Вообще, с городом и областью дело интересно обстоит. История Екатеринбурга удивительным образом перекликается с историей Санкт-Петербурга. Оба города строятся в Петровскую эпоху. Один носит имя святого Петра, другой – святой Екатерины. Во время Первой мировой и там, и здесь возникают анти-немецкие настроения, звучат предложения город переименовать, убрать немецкое – бург. Правда, у нас все так и остается, а Санкт-Петербург становится Петроградом.
В 1924 году Екатеринбург обзывают Свердловском, Питер – Ленинградом. В 1991-м сначала город святого Петра возвращает себе настоящее имя, вслед за ним – город святой Екатерины. А названия областей и там, и тут остаются прежними – Ленинградская и Свердловская. Но, если первое ассоциируется не только с Лениным, но и с героической блокадой Ленинграда, и стремление сохранить вполне понятно, то Свердловская область… И ведь многих людей это устраивает.
– Это говорит о духовном уровне людей. Но это только часть людей, причем малая часть. Слава Богу, что министр культуры В. Мединский вопрос переименования поднимает уже на уровне государственном. Этот вопрос поднимается и Фондом «Возвращение», и кое-что в этом плане уже сделано.
Духовное связано с материальным. Пока улицы у нас будут названы в честь политических «чикатил», таких как Свердлов, Войков и им подобных, которые только и занимались тем, что расчленяли, убивали, сжигали, никогда мы не будем жить хорошо. Мы с вами находимся рядом с Храмом-на-Крови. А представляете, родители ведут своего ребенка и говорят: «Вот здесь, на этом месте, была убита Царская Семья. В память о ней воздвигнут храм». Проходят 200 метров: «А это памятник убийце Царской Семьи. А это – улица в его честь». Это же шизофрения, когда мы почитаем одновременно и жертв, и палачей, и святых, и их гонителей и мучителей. Это абсурд.
В 1991 году очень многие перемены принимались, потому что общество хотело смыть с себя проказу коммунизма. А потом стало все затягиваться, и, чем хуже жил наш народ в 90-е годы, тем коммунизм становился романтичнее и респектабельнее. И мы уже слышим, что Сталин был выдающимся менеджером. Есть у нас один православный сайт, где всерьез обсуждают, как соединить Ивана Ильина со Сталиным, пытаются доказать, что Сталин продолжатель дела русских Царей. Вот, пока у нас будут попытки соединить Бога с дьяволом, ничего хорошего не будет в стране. Ни у кого.
Возьмите Карла Маркса – при имени России его трясло. Он ненавидел Россию. Так же, как Энгельс. А мы их имена до сих пор не можем убрать с улиц наших городов. Когда представители КПРФ начинают кричать, что Ленин – это наша история, это хоть и неубедительные аргументы, но аргументы. А Карл Маркс, Фридрих Энгельс – это что, наша история?
– Еще Карл Либкнехт есть, которого не выговоришь. И много кто еще из этой серии. Когда открывали памятник Петру и Февронии, надо было информировать народ, где конкретно находится этот сквер. А сквер находится на пересечении улиц Клары Цеткин – Толмачева – Дзержинского – Пролетарской. И расположено это «созвездие» совсем рядом с Храмом-на-Крови. И все чувствовали неловкость такой ситуации. Но вот последуют ли за этим перемены… Петр Валентинович, а как Вам вообще показался нынче Екатеринбург? Ну, уж принято задавать вопрос о свежих впечатлениях.
– Знаете, когда я впервые прибыл в Екатеринбург, то подумал, что более неприятного города не найти. Серый, мрачный, и люди такие же были. Советские «коробки» в самом худшем смысле этого слова. А потом приехал сюда уже в 2008 году. Совершенно другой город, он весь светился. И Храм-на-Крови главную роль в этом играет, само его наличие. В результате Екатеринбург стал городом подвига Царственных Мучеников. И люди его так и воспринимают. Все остальное здесь вторично.
Самое светлое, что есть в Екатеринбурге – подвиг Царской Семьи. Вы когда в Иерусалиме идете на Голгофу, не думаете же, что это «мрачное место»? Потому что в христианстве самые, казалось бы, жестокие страдания, мучения во имя Христа, оборачиваются светлыми праздниками. Голгофа – и величайший для нас праздник Воскресения Христова. И здесь, в Екатеринбурге, такие муки приняла Царская Семья, а это – подвиг, это праздник для Русской Православной Церкви. Хоть я и категорически против определения Царь-Искупитель, но подвиг Царственных Мучеников сделал возможным искупление греха русского народа, совершенного в 1917 г. Это жертва, принесенная за народ во имя Христа.
Очень многие новомученики погибали, умирали, искупая свои грехи, которые они совершали, когда отрекались от Царя, поддерживали революцию. А Царская Семья – Агнцы. Они безвинные. Не то, что они не совершали грехов – несть человек, который жив был бы и не согрешил. Но они умирали во имя Бога, во имя России. В этом особенность жертвы Царской Семьи.
2012 г. Малый Крестный ход по Старой Коптяковской дороге
– Ну, и потом разница формулировок: место, где убили Царя – место, где Царь совершил свой подвиг.
– Да, а экскурсии сюда какие водили? «Последний дворец последнего царя». Коминтерн в Ипатьевском доме сидел, потом детей водили смотреть на это. А что происходит потом? Потом Сталин все это прикрывает, комнату эту закрывают, а позже сюда перевозят мощи праведного Симеона Верхотурского – экспонат музея атеизма. Это святой, которого Царская Семья глубоко чтила. Мощи праведного Симеона – и великая жертва Царской Семьи. Это потрясающе, как Господь все устроил.
Я считаю, что Екатеринбург – это духовная столица России. Почему он такой красивый стал? Потому что у него появился духовный фон. И почему такая атака на Екатеринбург, почему концентрация зла именно здесь? Потому что свет здесь сильный, и очень многое сейчас решается именно здесь. Здесь собираются все, кто чтит Царя, и мы видим, как нас много.
Когда мы смотрим у себя по городам – вроде бы, нас мало. Но вспомните молитвенное стояние в Москве, когда народ заполнил целую площадь! Так и здесь. Вдруг собираются 50 тысяч человек и идут с молитвой 20 километров. Так что значение Екатеринбурга колоссальное. Хотя здесь и негатива тоже много, но город стал совсем другой – он радостный стал.
– Петр Валентинович, спасибо Вам – и, надеюсь, до следующей встречи в Екатеринбурге.
Беседовала Светлана Ладина
|
История России
Зачем нужен Крестный ход от Храма-на-Крови до Ганиной ямы? Зачем это нужно?
Владыка, возвращаясь к теме Царских дней, снова и снова сталкиваешься с тем, что люди до сих пор не понимают, что произошло в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге? Как относиться к этому событию? Поэтому следующий вопрос такой: «В ночь на 17 июля, и Вы об этом говорили, после ночного богослужения (человек выстаивает всю ночь в храме) ближе к утру совершается 20-километровый пеший Крестный ход, который почти 4–5 часов идет от Храма-на-Крови до Ганиной ямы. Зачем это нужно? Неужели нельзя цивилизованно сесть в комфортабельные автобусы, от Храма-на-Крови доехать до Ганиной ямы в комфортных условиях? Зачем нужно пешком, страдая и мучаясь, изнурять себя, когда есть комфортабельные автобусы – можно прекрасно доехать?»
– Мы это делаем с чувством покаяния, сознания вины, с желанием искупления, чтобы Господь за наш труд, за наш подвиг простил, помиловал и не вменял в грех отступление и от Бога, и от помазанника Божия, и клевету, которую нанесли на Царя, грязь, которую пролили на чистоту жизни Царской Семьи. И, конечно, совершая этот Крестный ход, мы молимся, чтобы Господь нам простил наши грехи, которые мы совершаем ежедневно и ежечасно. Просим, чтобы в этом труде, подвиге нашем Господь видел нашу твердость и желание пройти этот путь, чтобы этим трудом очистить свою душу. Мы добровольно жертвуем собой.
Мы видим в вопросе нежелание трудиться, добровольно брать на себя какой-то подвиг, сознавая свои грехи, грехи своих отцов, предков. Ну, сказали на исповеди, и на этом все;, а плодов покаяния не показываем. Вот это и есть один из плодов покаяния: мы осознаем, что грех лежит на нас. Мы идем и берем на себя добровольный подвиг. Это труд, конечно: тяжело идти, много искушений. Действительно, хочется сесть в автобус. Но идешь, сдерживаешь себя, заставляешь пройти этот путь, чтобы Господь принял этот подвиг для искупления, для очищения души, чтобы Господь простил и не наказывал нас праведно. Мы видим, что наказания Божии: раковые или какие-то другие заболевания – они даются тоже для искупления, для очищения. Но мы этого не понимаем, к сожалению. А тут добровольно, из глубины души сознавая свое решение, мы идем и каемся и призываем к покаянию людей. И слава Богу, что сейчас становится все больше и больше людей, сознающих, что нужно каяться.
– Что это было страшное злодеяние…
– Да, это было страшное злодеяние, нужно об этом помнить – и знать, что наши сегодняшние грехи тоже являются причиной гибели нашего Отечества, его разрушения. И если мы это понимаем, то мы каемся, совершаем подвиг с надеждой, что Господь нам поможет исправить свою жизнь.
Чем больше будет людей, которые придут на Крестный ход и будут молиться, тем лучше для России. А мы идем не просто как на параде – мы в это время молимся, Иисусову молитву совершаем, кто поет какие-то песнопения церковные, кто «Богородице Дево, радуйся», кто акафист читает. Это мощная и сильная многотысячная молитва. Это многотысячная армия людей, которые возносят свою молитву, превозмогая немощи телесные, потому что идти тяжело, все болит. А мы, превозмогая немощи свои, еще и молимся, каемся, просим прощения у Бога. Вот это и есть подвиг; я думаю, это есть и истинное покаяние.
Сейчас многие говорят о покаянии: «Давайте покаемся!». Давайте покаемся не только словом, но и делом, чтобы исправить, изменить свою жизнь, преобразить ее. Если курил – значит не курить, если пил – не пить, если блудил – не блудить, если жил или живешь в гражданском браке – венчайся и живи по-христиански; если еще какие-то были грехи тяжкие – оставь их. С жизнью блудной и развратной надо закончить, это развращает человека, возбуждает страсти блуда. И человек является возбудителем страсти греховной – это тоже соблазн тяжелый, это тоже грех. Много грехов совершается сейчас. Нужно решить: «Прошел я этот подвиг Крестного хода, помолился Богу о помощи, и больше я к этим грехам не возвращаюсь. Я одежду христианскую надеваю, скромно, смиренно, кротко и со страхом Божиим буду проводить дни своей жизни на земле – в добродетели и угождении Богу».
(http://tv-soyuz.ru)
|