В марте в Храме Христа Спасителя в Москве состоялось очередное заседание Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. О работе комиссии, членом которой он является, рассказал ректор кафедры теологии Тульского государственного университета протоиерей Лев Махно.
– Отец Лев, недавно Вам присвоено звание Почетного доктора Тульского государственного университета. Расскажите, какие труды привели к этому.
– Я не ставил перед собой цели идти к этому званию, оно – плод работы тех людей, которые собраны вокруг меня – наших преподавателей. Общий плод – и кафедра теологии, ведь сначала нужно было создать коллектив, который формировался несколько лет. Мы пришли в тот университет, где практически не признавалось никакой религии, можно сказать, экуменистический университет – первые два года люди вели себя очень по-разному, и нужно было перестроить и наладить отношения. Это был большой труд, ориентированный в будущее – 15 лет потребовалось для того, чтобы кафедра состоялась. И вот буквально на последнем совете вуза было предложено открывать магистратуру. Получается, уже не мы вышли с инициативой – это предложил сам университет, и это о многом говорит. Почетное звание доктора ТулГУ на моем месте, наверное, получил бы каждый. Труд в образовании должен быть виден, и наш труд оказался замечен.
– Вам удалось создать в Туле уникальную образовательную вертикаль: православная начальная гимназия, православная классическая гимназия, кафедра теологии. Интересно, как ректор учебных заведений как Вы относитесь к выступлению на Патриаршей комиссии по защите семьи, материнства и детства протоиерея Артемия Владимирова, которому СМИ приписывают требование исключить некоторые произведения классиков из школьной программы?
– После заседания комиссии в прессе действительно появился обширный комментарий на этот счет. Да, отец Артемий предложил свое частное мнение, но я не нахожу в его трехминутном высказывании того материала, который в итоге был напечатан. Как такового вопроса не решалось – изъять что-либо из школьной программы, так вопрос даже не стоял в повестке дня.
Отец Артемий просто рассказал о своем недавнем общении со старшеклассниками одной из общеобразовательных московских школ, где отметил, классика должна помогать учителю созидать семейный идеал, и выказал озабоченность тем, что некоторые произведения не соответствуют возрасту преподавания.
Инициатору было предложено изложить мнение письменно и подать его председателю Патриаршей комиссии.
–Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов недавно предложил ввести в школьную программу такой курс как семьеведение. Что вы думаете по этому поводу?
– Павел Алексеевич очень грамотный юрист, и это предложение должно войти в «ящик предложений», затем оно будет обсуждаться.
Одна из инициатив Астахова касается «беби-боксов» – на повестку дня вопрос о них был вынесен им как об отрицательном явлении. Известно, что в 1641 году Патриарх Никон первым опробовал подобную идею в подмосковном монастыре, но чем это закончилось? Детей стали подбрасывать очень активно, но вот обитель почти прекратила свою монашескую жизнь, потому что день и ночь принимала подброшенных младенцев. Получается, результат начинания – нулевой, ведь еще 10 лет после смерти Патриарха Никона монастырь боролся с последствиями этого начинания.
Вопрос о «беби-боксах» войдет в сборник, впоследствии он будет рассматриваться комиссией. На данный момент вышло уже четыре сборника вопросов.
– Обсуждался ли на заседании Патриаршей комиссии насущный вопрос об искусственном оплодотворении?
– Да, ведь тема очень актуальная. Если у семьи нет детей, многие прибегают к помощи экстракорпорального оплодотворения.
Внимание на нем заострили в помощь организации семейных кадров на приходах. Всего были оглашены два документа – проект обращения комиссии по вопросам защиты семьи, материнства и детства к общественным организациям и политическим деятелям, а также проект обращения на ту же тему к епархиальным комитетам и ответственным за семейное служение в Церкви.
Работа с семьями в епархиях РПЦ ведется большая, в частности, в Туле хорошо работают в этом направлении. Проект документа, адресованный представителям Церкви, предлагает продолжать и развивать эту активную работу.
Вопрос об ЭКО почему нас коснулся? Можно ли крестить детей, зачатых с помощью ЭКО? И еще – Церковь вроде бы не должна вмешиваться в медицинскую сторону вопроса, но вмешивается, потому что неотобранные для оплодотворения эмбрионы убивают.
Идет выработка современных моментов, что принимает Церковь, а что нет. С мнением Церкви считаются, к нему прислушиваются. Есть и другая проблема – что делать с детьми, рожденными через ЭКО, как их принимать? Жизнеспособные ли они, или это люди без традиций, без привычек, творческих наклонностей? Вопрос остро стоит на повестке дня и будет публично обсуждаться.
И я удивлен, что журналисты придали большее значение высказыванию отца Артемия, а не этой важной теме.
Несколько лет назад в СМИ прозвучала история матери, которая, полгода прожив в Лондоне, родила пять девочек с помощью ЭКО, сохранив все жизнеспособные эмбрионы. Но многие люди, которые долго не имеют детей, ограничены в средствах и не могут себе такое позволить, и их страдание вызывает сердечную боль.
Церковь включилась в эту проблему, и уже на следующем заседании Патриаршей комиссии будут какие-то проекты. Основные взгляды выработаны и четко определяются, но в таких сложных ситуациях есть люди, которые остаются категоричными в своих суждениях.
Мы обязаны грамотно подойти к этому вопросу с учетом сегодняшнего времени. ЭКО – одно из проблемных направлений, потому что много семей бездетных. И сказать человеку, что он не имеет право быть родителем, потому что Церковь против этого – как священник я не могу. Не знаю какое решение выработает Патриаршая комиссия – нужно время, чтобы разобраться в вопросе.
– Как реагируют на деятельность комиссии властные структуры, общественные организации? Прислушиваются ли к ее мнению и решениям?
– Относятся по-разному, но большинство принимает положительно. Когда выходят законы, они поступают в комиссию, и комиссия прорабатывает их и высказывает мнение. Оно может быть принято или нет, но вопросы стоят на повестке дня, отдается должное тем авторам, которыми они изобретаются. К примеру, идет важная работа по проекту федерального закона о психологической помощи населению в РФ от 11 ноября 2014 года. Как видит его Русская Православная Церковь – с учетом того, что движущая сила религиозного мотива в России остается на первом месте. Комиссия учитывает мнения других религиозных течений, и чаще всего с представителями религий соглашаются, так что работа идет очень успешно.
В Патриаршей комиссии не так много членов, в нее приглашаются и серьезные влиятельные люди – советник президента Евгений Юрьев, Константин Малофеев, председатель попечительского совета фонда святителя Василия Великого. Патриарший совет нужен, современен и актуален, в ходе его работы идет плодотворный анализ, результаты которого – более правильные. В итоге в содружестве выносятся взвешенные решения.
– Сегодня понятие семьи как союза мужчины и женщины в мире размывается. Что можно этому противопоставить?
– С Европой мы расходимся по семейным ценностям, по таким понятиям, как ювенальная юстиция, которая отнимает детей – мы пока удерживаем позицию, а если подпишем эти бумаги, то и у нас будет также как в европейских странах. Но ведь если мы говорим об этом воспитании, об идеях самого Запада – то мы теряем семью как таковую.
Помните, как в романе «Мамлюк» Ермека Турсунова, когда христиане превращались в мусульман, и те направлялись на войну с христианами? Вот что сейчас прослеживается четко – Запад формирует не семейные ценности нежности и любви к родителям, а мужество и жесткость. Согласно тем традициям, нужно воспитать не члена семьи, но гражданина страны. И в этом наши принципы расходятся очень сильно.
Традиции тысячелетней истории в России сильно связаны с семьей. После революции шло сознательное разрушение христианских устоев семьи, и сейчас в какой-то мере мы пожинаем его плоды, но все же мы удержали многие позиции благодаря Церкви.
Запад же не признает ценности морали, нравственности, ему нужно, чтобы его люди были гражданами Отечества независимо от морали. А мы говорим – нет, мораль должна быть, она – основа нравственности и созидания семьи.
Основными целями Патриаршей комиссии является популяризация семейных ценностей в целях укрепления духовных и нравственных основ в обществе, формирование политики Русской Православной Церкви по актуальным вопросам в сфере защиты и поддержки семьи, а также законопроектов в сфере семейных отношений, материнства и детства. В Западную систему ценностей это не вписывается.
– Как вернуть понятие крепкой дружной традиционной семьи в сознание современного человека?
– Каждый человек и семья живут своими традициями, и все мы очень разные, но объединяет нас сила Церкви, и если Церковь в лице своих священников начнет правильно подходить к решению вопросов с позиции евангельских основ, то, наверное, многое изменится к лучшему.
Требуются кадры – это та движущая сила, которая принесет плоды. Мы должны быть вместе, чувствовать плечо друг друга – в наше время это необходимо, чтобы мы были едины. Евангельская идея должна нас объединять, чтобы мы смогли понять, что мы хотим от своего народа, что мы хотим, если мы оглашаем семью, отцовство, материнство, детство? К чему мы идем и что хотим видеть в этих оглашениях? И что мы хотим создать из того, что мы имеем в настоящее время – из людей, приходящих к нам? Для этого требуется, чтобы батюшки занимали свое место – высокое, достойное и благодатное.