Рождество Христово! Радостный, светлый, любимый праздник! Давайте, друзья, вознесемся мыслями своими в Вифлеем, простим все огорчения и обиды и полетим в светозарную пещеру, туда, где, окруженный Ангелами, лежит в яслях маленький Христос. Торжественная святая тишина царит в Божием небе и на земле.
В эту ночь Небо соединилось с землей, и весь мир замер. Святой покой Великой Ночи озаряет яркая звезда. Она освещает темный мир, которому родившийся Христос дарует вечную жизнь. По горам, холмам, долинам, лесам, городам и весям разлита тихая радость.
Давайте и мы поспешим к Спасителю мира, чтобы со светлым, открытым сердцем войти в таинственную пещеру, где мрак ночи превращен Божественным Младенцем в сияющий день. Воскликнем вместе с Пречистой Девой Марией, со святым Иосифом, с Божиими Ангелами, простодушными пастухами и с мудрыми волхвами: "Слава Тебе, Спаситель наш! Ты пришел украсить наши бедные души, Ты пришел дать смысл нашей жизни! Слава Тебе, Младенец Христос!"
Слышите? Славу Ему поет вся Вселенная: прекрасные звезды, облака, синие моря и пустыни, долины, рощи, луга и горы, пташки Божии и звери. Славу Ему воспевают Небесные светлые силы и люди. И вместе с Ангелами славят Его все дети земли.
«Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог».
(Книга пророка Исайи)
Когда приблизилось время Деве Марии родить Сына своего Первенца, вышло повеление от кесаря Августа сделать перепись по всей земле. Будучи потомком царя Давида, праведный Иосиф вместе с Девой Марией отправились из галилейского города Назарет в Вифлеем, город царя Давида, близ Иерусалима. Именно в Вифлееме наступило время родов, что в точности соответствует словам древнего пророчества, изреченного пророком Михеем: «И ты, Вифлеем - Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение от начала, от дней вечных» (Мих.5,2).
Однако святому семейству не нашлось места в гостинице, никто не приютил бедных странников. Если бы жители Вифлеема знали, Кто стучался в их двери в те зимние дни, но, как сказал евангелист Иоанн, Спаситель «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1,11). И эти горькие слова в равной степени относятся, как к рождению Спасителя, так и к Его крестной искупительной смерти. Какое великое таинство - Боговоплощение, и какое великое смирение Божие! Господь пришел в этот мир не в Своей небесной славе, поскольку она была бы нестерпима для грешного человека, и не в славе земной, поскольку она суетна и мимолетна, Он воплотился «в образе раба», чтобы послужить падшему человечеству. Рождество Христово произошло в вертепе, убогой пещере, в которой держали домашний скот. Пречистая Дева спеленала Богомладенца и положила Его в ясли. Маленький городок спал, не зная о произошедшем чуде, и только в поле поблизости не спали пастухи, охранявшие стадо. Вдруг им явился Ангел Господень, и слава Господня осияла их. Они сильно испугались, но Ангел сказал им: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господень. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение»! Когда Ангелы отошли на небо, пастухи поспешили в Вифлеем и нашли в пещере праведного Иосифа и Богоматерь с Младенцем, лежащим в яслях. Поклонившись Христу, они поведали все, что им открыл Ангел Господень, и все слышавшие дивились тому, что рассказали им пастухи. В те дни с востока в Иерусалим пришли волхвы и начали спрашивать: «Где родившийся Царь Иудейский, ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Об этом прознал царь Ирод и сильно встревожился. Пригласив первосвященников и книжников, он спросил у них, где должен родиться Христос? Вспомнив слова из книги пророка Михея, они ответили ему - в Вифлееме. Тогда коварный царь попросил у волхвов узнать все о Младенце и рассказать ему, чтобы и он мог поклониться родившемуся Христу. И вот звезда, которую волхвы видели на востоке привела их к дому, где находилось святое семейство. Войдя в дом, они пали на колени перед Богомладенцем и принесли Ему дары: золото (как Царю), ладан (как Богу) и благовонное масло - смирну (как смертному человеку, т.к. смирну используют при погребении). Поклонившись Христу, они отправились в свою страну, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду. Праведный Иосиф тоже получил во сне повеление от Ангела отправиться из Вифлеема в Египет. Тем временем царь Ирод, не дождавшись возвращения волхвов, сильно разгневался и приказал убить всех младенцев в Вифлееме от двух лет и ниже. И Вифлеем наполнился горьким плачем матерей, лишившихся своих детей. Так один Младенец исполнил целый мир радости и один человек исполнил целый город слезами, но эти слезы были временными, а мир и радость, принесенные нам Христом - вечны! Спаситель говорит: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10,28). Убиенные царем Иродом младенцы почитаются Церковью как мученики Христовы, а участь жестокого царя плачевна. Говоря о Рождестве Христовом, мы должны помнить о том, что это таинственное событие выходит за рамки человеческой истории. Оно вне времени и имеет непосредственное отношение к каждому из нас. Каждый христианин, согласно церковному учению, должен подобно Богоматери послужить делу воплощения Христа в нашем мире. Это Боговоплощение должно произойти в душе человека. Но будем помнить и о том, что Сын Божий соизволил воплотиться не в горделивом блеске царского дворца, а в убогой пещере. Подобно этому Явление Христа в человеческой душе возможно лишь при условии смирения человека, поскольку Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. |